Обзоры
Аборты по признаку пола: этическая дилемма
19224
Селективный аборт по признаку пола — прерывание беременности на основании предполагаемого пола ребенка (чаще всего девочки). Эта практика распространилась
с 1980-х гг. благодаря развитию новых методов определения пола на ранних сроках беременности[1]. Запрет на селективные аборты по признаку пола — основная правительственная мера, введенная некоторыми странами[2]. Но не будет ли вмешательство государства считаться пренебрежением репродуктивной свободой и правами граждан?[3] С какими проблемами могут столкнуться нежеланные девочки, рожденные в результате такой политики?[2]
Где распространены селективные аборты?
Селективный аборт по признаку пола — демографический феномен, который можно отследить по соотношению новорожденных мальчиков и девочек, которое должно быть примерно одинаковым[1]. Например, в США на 100 новорожденных девочек приходится 97,9 мальчиков, в Австралии — 99,2, в Великобритании — 97,7 (данные за 2020 г.)[4].
Китай и Индия
Согласно исследованию Chao et al. (2019 г.), большинство абортов по признаку пола происходит в Китае и Индии: 11,9 млн и 10,6 млн из 23 млн абортов во всем мире за период с 1970 по 2017 гг[5]. В 1979 г. в Китае ввели политику «одна семья — один ребенок», направленную на ограничение численности населения страны. Политику отменили лишь в 2015 г., и на 2019 г. в Китае наблюдалось самое неравномерное соотношение полов при рождении: на 100 девочек родилось 114 мальчиков[6].
По данным за 2020 г., соотношение полов в общей численности населения Индии составляет 108,18 мужчин на 100 женщин, на каждые 100 девочек рождается 110 мальчиков[7].
Страны бывшего СССР
В 1991–2000 гг. в странах Южного Кавказа рос гендерный дисбаланс. Если до 1990 г. среднее значение соотношения полов было ~106 мальчиков на 100 девочек, то за следующие 10 лет в Армении этот показатель вырос до 120 (2000 г.), в Азербайджане — до 118 (2003 г.), в Грузии — до 119 (1999 г.) Такие внезапные изменения связаны с массовым использованием селективных абортов[1]. По данным World Population Prospects, на 2020 г. в этих странах все также рождается больше мальчиков[4].
Почему семейные пары хотят мальчиков?
BВC выделило несколько причин гендерцида — умерщвления по признаку пола (таб. 1)[8].
Таблица 1. Причины гендерцида
Причина | Пример |
---|---|
Культурные предпочтения | Женщины воспринимаются как подчиненные из-за их роли в качестве опекунов и домохозяек, а мужчины обеспечивают социальную и экономическую стабильность семьи. |
Экономические факторы |
|
Правительственная и кастовая политика |
|
Этические аспекты: мнения ученых
В случае селективного аборта по признаку пола этическая дилемма лежит между принципом «равноправия и справедливости» (отсутствие различий в отношении к плодам мужского и женского пола) и принципом «автономии» или свободы выбора в отношении состава семьи[1]. Австрало-британский биоэтик Джулиан Савулеску (Julian Savulescu) считает, что право выбора родителей имеет первостепенное значение и «не должно быть принесено в жертву для исправления социального неравенства». Хотя Савулеску признает, что выбор пола с большей вероятностью вредит женщинам в Азии, чем на Западе, он сомневается, следует ли вообще запрещать селективные аборты[3].
По мнению американского биоэтика Джулии Зильберберг (Julie Zilberberg), ограничение абортов по признаку пола и определение пола ограничивают самостоятельность женщин. Зильберберг считает, что более продуктивный подход — решение реальной проблемы — устранение низкого статуса женщин в обществе, а не запрет на селективные аборты[3].
Венди Роджерс (Wendy Rogers), Анджела Баллантин (Angela Ballantyne) и Хезер Драпер (Heather Draper) — биоэтики из Австралии, Новой Зеландии и США — отметили, что в странах, где предпочтение отдается младенцам мужского пола, решение женщины сделать аборт по признаку пола нельзя считать ее самостоятельным выбором. Выборочные аборты по признаку пола поддерживают дискриминацию в отношении женщин, разрушают социальные устои (многие мужчины не могут найти жену)[3].
Американский демограф Дэниел Гудкинд (Daniel Goodkind) поднял ряд важных аспектов этической обоснованности законодательного ограничения выбора пола[3]:
- неизвестно, приведет ли законодательный запрет селективных абортов к изменению предпочтений семей о рождении мальчиков;
- стоит ли считать аборт по признаку пола неэтичным во всех случаях, или только в отношении плодов женского пола;
- при введении запрета на селективные аборты возможна послеродовая дискриминация ребенка со стороны родителей;
- с политической и моральной точки зрения правительственные ограничения на выборочные аборты по признаку пола подрывают репродуктивную свободу людей.
К чему приведут селективные аборты?
Феномен «исчезнувших женщин»
Этот термин обозначает сокращение числа женщин по сравнению с ожидаемым количеством в регионе или стране. По данным исследования Sen A. (2003 г.), число «исчезнувших женщин» в Китае составило 44 млн, в Индии — 37 млн (с общим числом в мире >100 млн)[9]. Данные об «исчезнувших женщинах» за 1970–2015 гг. представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Данные об «исчезнувших женщинах» в Китае, Индии и остальном мире за 1970–2015 гг[10].

По данным отчета State of World Population 2020 г., селективные аборты по полу могут исказить состав населения страны на несколько поколений вперед. Самый очевидный эффект — рост количества новорожденных мальчиков в сравнении с новорожденными девочками. Со временем это приводит к отсутствию девушек, женщин среднего и пожилого возраста[11].
Торговля людьми, принудительные браки и секс-бизнес
Демографический дисбаланс влияет на институт брака: многим мужчинам приходится отказываться от создания семьи, потому что они не могут найти супругу. Так называемое «брачное сжатие», когда потенциальных женихов больше, чем предполагаемых невест, уже наблюдалось в некоторых частях Китая и Индии среди молодых мужчин[11].
По данным The New Atlantis, подобный дисбаланс может увеличить спрос на проституцию, спровоцировать рост числа похищений и работорговли женщинами, что уже встречается в Азии[12]. Также женщин из Вьетнама, Мьянмы и Северной Кореи обманывают и продают в качестве невест во внутренние районы Китая.
Транснациональные брачные сделки подразделяются на две категории: торговля женщинами против их воли и принуждение к браку и транспортировка партнеров по браку без принуждения через международные границы. Родители в Китае всегда заинтересованы и вовлечены в поиск подходящих партнеров для своих детей, особенно сыновей, которые должны передать фамилию. В стране действует традиционный бизнес сватовства: родители полагаются на посредников, чтобы найти потенциальных партнеров для своих детей. Когда семьи не могут найти невесту (такая ситуация часто встречается в сельских районах Китая), родители платят солидную сумму за то, чтобы свахи находили и покупали жену. Пример — 17-летняя девушка из Мьянмы возвращалась домой на поезде и познакомилась с семейной парой, которая пообещала ей бесплатную поездку для трудоустройства в Китае. Путешествие превратилось в кошмар длительностью 13 лет: девушку дважды насильно выдавали замуж, она родила двоих детей, прежде чем смогла достаточно изучить местность и вернуться домой в Мьянму[13].
В 2019 г. Qiu et al. изучили 73 судебных дела с участием 184 женщин с 2003 по 2016 гг. Изучая способы похищения людей, ученые выяснили: 72 % женщинам предложили работу или гарантию работы во внутренних районах Китая, некоторых жертв заманивали обещанием показать достопримечательности страны, и 15 % женщин завербовали в качестве потенциальных невест для заключения брака. Средняя цена невесты из Мьянмы составляла 37 633 китайских юаня (или около 5689 долларов США). Авторы исследования отметили: в Китае существует 2 основных типа торговли людьми с целью принудительного брака и деторождения. Большинство торговцев людьми — граждане Китая, связанные с приграничной торговлей и традиционным бизнесом сватовства[13].
Политика против селективных абортов
В В 1987 г. правительство Южной Кореи запретило обследование беременных женщин для определения пола плода. Людей, оказывающих подобные услуги, наказывали тюремным заключением на срок до 3 лет или штрафом до 10 тыс долларов. Но в 2008 г. Конституционный суд признал запрет на определение пола неконституционным на том основании, что он нарушает права и родителей.
В Индии закон 1994 г. (вступивший в силу с 1996 г.) запретил медицинским работникам определять пол во время беременности, за исключением генетических состояний, связанных с полом. В 2002 г. в закон внесены поправки: строгие наказания для врачей и семей, практикующих выбор пола. Считается, что, делая аборт на основании пола ребенка, женщина действует под семейным давлением и невиновна, если не доказано иное.
В Китае запрет на выборочные аборты по признаку пола был принят в 1994 г. и периодически ужесточался с 2001 г[2].
В России, согласно п. 1 ст. 56 Федерального закона 323 «Об основах охраны здоровья граждан», искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины: достаточно информированного добровольного согласия. Закон не требует от женщины обосновать свое решение о прерывании беременности: поэтому не запрещает совершения аборта по половому признаку[14].
Обратная сторона запрета селективных абортов
В 2019 г. Das Gupta M. оценила, к каким пагубным последствиям может привести строгий запрет на селективные аборты[2]:
- Снижение доступа к безопасным услугам в области репродуктивного здоровья. Объявление селективных абортов вне закона может стимулировать рост цен на прерывание беременности и подтолкнуть семьи прибегать к услугам людей без должного образования и оборудования (подпольным абортам и УЗИ). Это негативно сказывается на здоровье женщин.
- Рождение нежеланных дочерей ухудшает положение их матери. Анализ данных национального опроса в Китае показывает, что женщины, родившие первенцев-сыновей,значительно лучше питаются и играют большую роль в принятии решений в домашнем хозяйстве, чем женщины, родившие первенца-дочь. Также матери дочерей чаще подвергаются жестокому обращению со стороны своих семей.
- Нежеланные девочки чаще умирают после рождения, реже получают необходимую медицинскую помощь и высшее образование. Индийские исследователи Hu и Schlosser (2012, 2015 г.) обнаружили, что увеличение количества абортов с избирательным выбором пола связано с улучшением антропометрических показателей для девочек по сравнению с мальчиками.
В отличие от запретов, косвенное вмешательство, направленное на сокращение выбора пола, положительно влияет на жизнь женщин. Косвенные меры — освещение проблемы в СМИ и принятие законов о гендерном равенстве. Запреты направлены на то, чтобы заставить женщин рожать дочерей, которые не нужны их родственникам, и подвергают мать и дочь жестокому обращению в семье. Косвенные меры могут изменить устоявшееся предпочтение сыновей и обеспечить более справедливое наследование и политическое представительство женщин в мире[2].
Источники
- Hohmann S. A. et al. A framework for analyzing sex-selective abortion: the example of changing sex ratios in Southern Caucasus // International Journal of Women’s Health. — 2014. — № 6. — P. 889–897.
- Das Gupta M. Is banning sex-selection the best approach for reducing prenatal discrimination? // Asian Popul Stud. — 2019. — № 15 (3). — P. 319–336.
- Nie J. Non-medical sex-selective abortion in China: ethical and public policy issues in the context of 40 million missing females // British Medical Bulletin. — 2011. — № 98. — P. 7–20.
- Population Division World Population Prospects 2019 // https://population.un.org/ URL: https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Population/ (дата обращения: 12.11.2021).
- Chao F. et al. Systematic assessment of the sex ratio at birth for all countries and estimation of national imbalances and regional reference levels // PNAS. — 2019. — № 116 (19). — P. 9303–9311.
- Sex ratio in China in 2019, by age group // https://www.statista.com/ URL: https://www.statista.com/statistics/282119/china-sex-ratio-by-age-group/ (дата обращения: 12.11.2021).
- Gender ratio in India // https://statisticstimes.com/ URL: https://statisticstimes.com/demographics/country/india-sex-ratio.php (дата обращения: 12.11.2021).
- Female infanticide // https://www.bbc.co.uk/ URL: https://www.bbc.co.uk/ethics/abortion/medical/infanticide_1.shtml (дата обращения 12.11.2021).
- Sen A. Missing women—revisited // BMJ. — 2003. — № 327 (7427). — P. 1297–1298.
- Number of 'Missing Women' in the world, 1970 to 2015 // https://ourworldindata.org/ URL: https://ourworldindata.org/grapher/global-number-of-missing-women (дата обращения 12.11.2021).
- State of World Population 2020 // https://www.unfpa.org/ URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/UNFPA_PUB_2020_EN_State_of_World_Population.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
- Eberstadt N. The Global War Against Baby Girls // The New Atlantis. — 2011. — № 33. — P. 3-18.
- Qiu G. et al. Trafficking of Myanmar women for forced marriage in China // Crime, Law and Social Change. — 2019.
- Волошин А. И., Деревянкина С. А. Селективные аборты как форма нарушения репродуктивных прав женщин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2020. — № 2.