Обзоры

Проблемы женщин в науке

Проблемы женщин в науке

17045

Число женщин, окончивших университеты с более высокими степенями, увеличивается, но женщины-ученые недостаточно представлены в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (Science, Technology, Engineering and Mathematics, STEM). Гендерное неравенство в трудовой сфере STEM — многофакторная проблема, которая включает семейные, социальные и культурные аспекты. Более низкая представленность женщин-ученых в областях STEM приводит к меньшему количеству женщин-примеров для подражания для девочек и ограниченным возможностям наставничества[1]. В этой статье расскажем, с какими проблемами сталкиваются женщины при построении научной карьеры.

О чем говорит статистика


Многие важные открытия в науке принадлежат женщинам: например, Франсуаза Барре-Синусси внесла свой вклад в открытие ВИЧ[2], а Эмманюэль Шарпантье и Дженнифер Даудна разработали метод редактирования генома CRISPR-Cas9[3]. Несмотря на успехи женщин-ученых, данные исследований показывают, что женщины недостаточно представлены в академических кругах. Гендерный дисбаланс особенно характерен для тех, кто получает высшее образование и продвигается в исследовательской карьере. Pohlhaus et al. (2011 г.) исследовали данные о заявках на стипендии на заочные программы Национального института здравоохранения США. Исследование показало, что на ранних этапах карьеры женщины-ученые получали финансовую поддержку чаще, чем мужчины (57 % против 42 %), однако среди независимых исследователей женщины получали гранты в 2,5 раза реже мужчин (27 % против 72 %)[1].

Рисунок 1. Гендерное соотношение аспирантов и научных сотрудников в РФ (на 2016 г.)

Согласно данным статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы науки: 2018», в РФ мужчин-исследователей в 1,5 раза больше, чем женщин: 222 043 и 148 336 человек, соответственно[4]. Также мужчины-аспиранты преобладают над женщинами-аспирантами (рис. 1).

Высший уровень научного признания в РФ — членство в Российской академии наук (РАН). По данным исследования студенческого журнала DOXA и сайта «Важные истории», на 2020 г. средняя доля женщин-ученых в РАН — 7 %: среди 1971 академика всего 157 женщин. За все время существования РАН женщины ни разу не занимали посты президента или ученого секретаря[5].

Эффект Матильды и сексизм


Эффект Матильды — предубеждение против достижений женщин в науке[6]. Матильда Джослин Гейдж — редактор, писательница и автор эссе «Женщина как изобретатель», в котором впервые рассмотрено присвоение мужчинами женских изобретений. Термин «эффект Матильды» ввела историк Маргарет Росситер (Margaret W. Rossiter) в 1993 г, описавшая несправедливое отношение к достижениям женщин в науке[7]. Пример эффекта Матильды — Тротула Салернская, женщина-врач из Италии XI века. Труды Тротулы, посвященные вопросам женского здоровья, ошибочно приписывали ее мужу и сыну, а в XX веке немецкий историк медицины Карл Зудхофф (Karl Sudhoff) понизил ее статус до акушерки[7].

В 2012 г. ученые из Йельского университета (США) определили гендерные предпочтения преподавателей при найме студентов в лаборатории естественно-научного факультета. Это исследование показало, что при равной квалификации кандидатов-мужчин и женщин преподаватели естественно-научного факультета чаще выбирали кандидатов-мужчин на руководящие должности и лучше относились к ним[1]. Кандидатов-мужчин оценивали как более компетентных и перспективных, им предлагали более высокую стартовую зарплату и больше возможностей для карьерного наставничества. И женский, и мужской преподавательский состав с одинаковой вероятностью проявили предвзятость по отношению к кандидату-женщине[8].

Меньшая оплата труда


Согласно данным ежегодной переписи населения Национального научного фонда США, исследователи-мужчины, получившие докторскую степень в 2017 г. с распределенными должностями, рассчитывают получить среднюю годовую зарплату 88 тыс. долларов США по сравнению с 70 тыс. долларов для женщин. Объяснение такого разрыва — большая доля мужчин в высокооплачиваемых областях — математике и информатике. На мужчин приходится 75 % докторских степеней в этих областях (доля практически не изменилась с 2007 г.), и мужчины зарабатывают 113 тыс. долларов, а женщины — 99 тыс. долларов[9].

Австралийский отчет о занятости и вознаграждении профессиональных ученых за 2019 г. показал, что женщины-ученые зарабатывают в среднем на 13,8 % меньше чем ученые-мужчины. Уровни заработной платы оценивали по ряду критериев (уровень ответственности, возраст, квалификация и должностные обязанности)[10].

Исследователи Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук (Россия) проанализировали изменение зарплат мужчин и женщин-ученых в период с 2006 по 2016 г. В среднем женщины зарабатывали на 16,3 % меньше в 2006–2016 гг., чем их коллеги-мужчины. Разрыв между зарплатной мужчин и женщин был максимальным в период посткризисного восстановительного роста (2010–2013 гг.) и минимальным в кризисные годы (2008 г. и 2014 г.). Авторы работы предположили, что в благополучные годы «излишек» заработной платы перераспределяется между мужчинами, а в неблагоприятной экономической ситуации эта «надбавка» исчезает, улучшая тем самым гендерное равенство. Существенных различий в объемах труда не было: как мужчины, так и женщины в среднем проводили 33 ч преподавательской и административной работы в неделю. Средняя почасовая оплата труда у мужчин была на 18% выше в сравнении с женщинами[11].

Сексуальные домогательства


Прогресс в сокращении гендерного разрыва в научной сфере находится под угрозой из-за сексуальных домогательств и их влияния на карьеру женщин. В исследовании, проведенном Системой Техасского университета (Swartout, 2018 г.), 20 % студенток (в т. ч. и аспиранток) в области естественных наук, 25% студенток инженерного факультета и 40 % студенток-медиков подвергались сексуальным домогательствам со стороны преподавателей или других сотрудников университета. Государственный университет Пенсильвании провел аналогичный опрос, посвященный распространенности сексуальных домогательств. Результаты показали, что 33 % студенток-бакалавров, 50 % студенток-медиков и 43 % аспиранток и подвергались сексуальным домогательствам со стороны преподавателей[12].

Рисунок 2. Распространенность сексуальных домогательств среди ученых Австралии, % случаев

В журнале Science & Technology Australia (2019 г.) опубликованы данные о распространенности сексуальных домогательств среди мужчин и женщин-ученых. Из 297 респондентов более трети сообщили о сексуальных домогательствах на рабочем месте (36 %). Женщины сталкивались с подобными проблемами в 4,5 раза чаще мужчин (рис. 2)[13].

Также австралийские ученые попросили респондентов оценить эффективность политики по предотвращению сексуальных домогательств на рабочем месте. Респонденты-мужчины чаще соглашались с утверждением, что введенных на работе мер достаточно для профилактики сексуальных домогательств, в то время как женщины считали иначе (рис. 3)[13].

Рисунок 3. Сравнение ответов на утверждение «Политика и меры на моем рабочем месте эффективны в предотвращении сексуальных домогательств»

Сексуальные домогательства негативно сказываются на карьерном росте, подрывают психическое и физическое здоровье женщин. Последствия сексуальных домогательств на рабочем месте приводят к увеличению стресса на работе, снижению производительности и удовлетворенности работой, дистанцированию от работы физически или морально без фактического увольнения. Студентки и аспирантки, подвергающиеся домогательствам, реже посещают занятия, получают более низкие оценки, меняют специальность, переводятся в другое учебное заведение или бросают обучение[12].

Баланс между работой и личной жизнью


Рисунок 4. Баланс межу работой и личной жизнью по данным опроса женщин-ученых

Беременность, лактация и забота о детях ставят женщину в невыгодное положение: ей приходится совмещать работу и семейную жизнь. Центры по уходу за детьми часто находятся далеко от места работы, что заставляет женщин работать неполный день, менять место жительства или работу. Несмотря на международные трудовые стандарты, предусматривающие оплачиваемый отпуск по беременности и родам, перерывы для кормления грудью и ясли на рабочем месте родителя для детей дошкольного возраста, большинство женщин-ученых берут перерыв в карьере для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.

По данным исследования Fathima et al. (2020 г.), в котором участвовало 263 женщины-ученых, половина опрошенных поддерживала баланс между работой и личной жизнью, а другая половина респонденток сообщила, что работа не позволяет им проводить время с семьей (рис. 4).

33,4 % опрошенных женщин-ученых были готовы обменять свой доход на более короткий рабочий день, чтобы проводить больше времени со своими семьями. Некоторые участницы (40,3 %) сообщили, что уход за иждивенцами влияет на их работу[1].

Проекты по поддержке женщин в науке


Гендерное неравенство противоречит статье 24 Рекомендаций ЮНЕСКО о науке и научных исследователях (2017 г.). В ней говорится, что государства должны обеспечивать равные условия труда, приема на работу и продвижения по службе, оценки, обучения и оплаты научных исследователей без какой-либо дискриминации женщин[14]. Для поддержки женщин в науке реализуется много мероприятий, и одно из них — платформа Request a Woman Scientist («Запрос о направлении женщины-ученого»), которую запустили 500 женщин-ученых в 2018 г. Ее цель — связь учебных заведений, политиков, представителей общественности, средств массовой информации и других лиц с женщинами-учеными в различных научных дисциплинах и географических регионах. Например, организатор семинара по изменению климата может воспользоваться помощью платформы, чтобы найти местных женщин-климатологов, которых пригласят в качестве докладчиков[15].

Американская ассоциация женщин в университетах (American Association of University Women — AAUW) — организация по защите гендерного равенства в науке, которая существует с 1881 г. Ее основные цели — обеспечить равную оплату труда, возможности в образовании мужчин и женщин, а также поддерживать законы и политику, которые способствуют успеху женщин. AAUW предоставила стипендии и гранты на сумму более 115 млн долларов 13 000 ученых и организаций в 50 штатах, Вашингтоне, округ Колумбия, Пуэрто-Рико и Гаум, а также в 150 странах[16].

Награды — еще один способ признания достижений женщин-ученых и разрушения стереотипов о женщинах в науке. Пример — премия L’Oréal — ЮНЕСКО «Женщины в науке», созданная в 1998 г[14]. За время ее существования поддержку получили 3500 молодых женщин-ученых, включая докторантов и аспирантов из 117 стран мира[17]. С 2007 г. в России реализуется программа «Для женщин в науке» при участии РАН и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в Москве. За 15 лет существования программы в России 145 женщин-ученых получили премию за научные достижения [18, 19].

Еще один пример — премии фонда OWSD-Elsevier. В 2021 г. эту премию получили 5 начинающих женщин-ученых из развивающихся стран, которые проводили исследования в области физических наук[20].

Источники

  1. Fathima F. N. et al. Challenges and coping strategies faced by female scientists—A multicentric cross sectional study // PLOS ONE. — 2020.
  2. Françoise Barré-Sinoussi // https://www.nobelprize.org/ URL: https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/2008/barre-sinoussi/facts/(дата обращения: 17.12.2021).
  3. Emmanuelle Charpentier // https://www.nobelprize.org/ URL: https://www.nobelprize.org/prizes/chemistry/2020/charpentier/facts/(дата обращения: 17.12.2021).
  4. Индикаторы науки: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 320 с.
  5. «Приготовить, постирать и писать свою статью». Почему в России мало женщин среди профессоров и академиков // https://istories.media/ URL: https://istories.media/investigations/2020/12/24/prigotovit-postirat-i-pisat-svoyu-statyu-pochemu-v-rossii-malo-zhenshchin-sredi-professorov-i-akademikov/ (дата обращения 17.12.2021).
  6. Feeley T. H. Testing the Matilda Effect in Communication Research: Comparing Citation Patterns to Female and Male Authors.
  7. Rossiter M. W. The Matilda Effect in Science // Social Studies of Science.— 1993. — № 23 (2).
  8. Moss-Racusin C. A. et al. Science faculty’s subtle gender biases favor male students // Proc Natl Acad Sci U S A. — 2012. — № 109 (41). — P. 16474-16479.
  9. Glausiusz J. Gender pay gap exposed // Nature. — 2019. — № 56.
  10. The 2019 Professional Scientists Employment & Remuneration Report // https://www.aifst.asn.au/ URL: https://www.aifst.asn.au/resources/Documents/2019_Scientists_Employment_and_Remuneration_Report.pdf (дата обращения 17.12.2021).
  11. Rudakov V. Gender Wage Gap in the Russian Academia // Higher Education in Russia and Beyond. — 2017. — № 4 (14). — P. 10-12.
  12. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Sexual Harassment of Women: Climate, Culture, and Consequences in Academic Sciences, Engineering, and Medicine. Washington, DC: The National Academies Press. — 2018.
  13. Science & Technology Australia // https://scienceandtechnologyaustralia.org.au/ URL: https://scienceandtechnologyaustralia.org.au/wp-content/uploads/2019/02/STA-Submission-Sexual-harassment-in-the-workplace-.pdf (дата обращения 17.12.2021).
  14. UNESCO research shows women career scientists still face gender bias // https://en.unesco.org/ URL:https://en.unesco.org/news/unesco-research-shows-women-career-scientists-still-face-gender-bias (дата обращения: 17.12.2021).
  15. McCullagh E. A. et al. Request a woman scientist: A database for diversifying the public face of science // PLOS Biology. — 2019.
  16. About AAUW // https://www.aauw.org/ URL: https://www.aauw.org/about/ (дата обращения: 17.12.2021).
  17. 23-я международная премия l’oréal-unesco «для женщин в науке» // https://www.loreal.com/ URL: https://www.loreal.com/ru-ru/russia/articles/group/women-in-science/ (дата обращения: 17.12.2021).
  18. Присуждение национальных стипендий L’ORÉAL-UNESCO «Для женщин в науке» // https://www.loreal.com/ URL: https://www.loreal.com/ru-ru/russia/articles/group/for-women-in-science-ru/ (дата обращения: 17.12.2021).
  19. Объявлены победители конкурса L’OREAL-UNESCO «Для женщин в науке» 2021 // https://scientificrussia.ru/ URL: https://scientificrussia.ru/articles/obavleny-pobediteli-konkursa-loreal-unesco-dla-zensin-v-nauke-2021 (дата обращения: 17.12.2021).
  20. 2021 OWSD-Elsevier Foundation Awards announced // https://www.owsd.net/news/news-events/ URL: https://www.owsd.net/news/news-events/2021-owsd-elsevier-foundation-awards-announced (дата обращения: 17.12.2021).
RU-NON-00866-12-21

Войдите для доступа к профессиональным
материалам для медицинских работников

Войти

MSDMED – информационный портал для медицинских работников

Зарегистрируйтесь бесплатно и вам станут доступны:

  • информация о препаратах MSD
  • профессиональные статьи по медицине
  • вебинары с научными лидерами
Войти
image

MSDMED –
информационный
портал для медицинских работников