Обзоры
Женщины и карьера в науке

12952
В 2021 г. Ludo Waltman, ученый из Лейденского университета в Нидерландах, вместе со своими коллегами представили крупномасштабный анализ гендерных различий в научной карьере, охватывающий все научные дисциплины многих стран мира. Авторы использовали библиометрический подход, изучая гендерные различия через призму публикаций мужчин и женщин[1].
Различия по специальностям
Ученые проанализировали публикации 6 млн. исследователей по всему миру, написавших по крайней мере 3 статьи за период 1996–2018 гг. Результаты анализа представлены на сервере препринтов arXiv.org. Ученые отметили, что доля женщин, начинающих научную карьеру, со временем увеличилась: в 2000 г. женщины составляли 33 % от всех исследователей (до 2000 гг. процент был еще ниже), а за 2006–2016 гг. это количество возросло до 40 %[1].
Среди специалистов, начавших карьеру в 2010 г., мужчины лидировали по всем дисциплинам в области физических наук, инженерии и математики: от 62 % в химии до 85 % в инженерии. В большинстве дисциплин медицины и здравоохранения не отмечено серьезных различий в количестве мужчин и женщин, а в иммунологии и микробиологии преобладали женщины. Сестринское дело — единственная дисциплина, в которой преобладают женщины-исследователи: 78 %. В сфере социальных и гуманитарных наук наблюдается смешанная картина. В области экономики, эконометрики и финансов женщины составили 28 % всех исследователей, а в психологии — 66 %[1].
Карьерный рост и публикации
Waltman et al. выяснили, что в первые несколько лет женщины публикуют научные статьи активнее мужчин, но с меньшей вероятностью продолжают карьеру исследователя в дальнейшем. Через 15 лет после начала карьеры 52 % мужчин 54 % женщин-исследователей прекратили публиковать статьи[1].
Чтобы определить гендерные различия среди главных исследователей, Waltman et al. использовали позицию исследователя в списке авторов публикации. Внимание уделяется первому и последнему автору[1]:
- в большинстве дисциплин первый автор — человек, который внес значительный вклад в исследовательский проект;
- в биомедицинской сфере последний автор — научный сотрудник, который отвечает за проект.
Мужчин указывали на 15–30 % чаще в качестве последнего автора публикаций. Поэтому Waltman et al. заключили, что мужчины достигают высших должностей быстрее, чем женщины[1]. Squazzoni et al. отметили: факт того, что женщины реже участвуют в рецензировании и реже назначаются на руководящие должности, влияет на их восприятие собственного успеха[2].
Заключение
Несмотря на то, что все больше женщин получают ученые степени, гендерный дисбаланс среди научных сотрудников сохраняется. Для вовлечения женщин в науку ЮНЕСКО рекомендовала следующие шаги[3]:
- Правительству страны:
- последовательно собирать данные с разбивкой по полу в ключевых научных секторах;
- проводить политику, способствующую участию женщин в научной отрасли;
- сделать образование качественным и доступным для всех.
- Научно-исследовательским институтам:
- обеспечить равное представительство мужчин и женщин;
- поддерживать приверженность гендерному равенству и разнообразию через финансирование и мониторинг;
- ввести стипендии и гранты.
- Работодателям:
- принять открытый, прозрачный и конкурентоспособный набор персонала и политику продвижения карьеры;
- принять стратегии по продвижению разнообразия в образовании;
- дополнительно поддерживать обучение женщин.
Источники
- Waltman L. et al. Gender differences in scientific careers: A large-scale bibliometric analysis. — 2021.
- Squazzoni F. et al. Peer review and gender bias: A study on 145 scholarly journals // Sci Adv. — 2021. — № 7 (2).
- UNESCO Science Report: towards 2030 // http://uis.unesco.org/ URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/unesco-science-report-towards-2030-part1.pdf (дата обращения: 27.10.2021).